Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи

Дата: 22 января 2017 в 16:42, Обновлено 10 декабря 2024 в 08:43

Бесплатная консультация психологов для подростков онлайн (14-19 лет)

Сайт для защиты детей от буллинга, груминга, педофилии и распространения наркотиков в Сети

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий педагогических работников по предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних

АЛГОРИТМ

взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия 

1) Алгоритм деятельности администрации, работников УО при выявлении фактов самовольных уходов несовершеннолетними
2) Алгоритм взаимодействия УО с  ОВД по наркотикам
3) Алгоритм насилие
4) Алгоритм суицидное поведение
5) Алгоритм по суицидам
6) Инструкция выявления фактов риска суицидальных действий у несовершеннолетних
7) Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия

Служба социально-педагогического и психологического сопровождения

В учреждении образования в целях социальной адаптации обучающихся и оптимизации образовательного процесса осуществляются социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи.

Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой учреждения образования, положение о которой утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

(ст. 96 Кодекса об образовании Республики Беларусь)

Целью деятельности СППС является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса.

Основные задачи СППС:

  • обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся;
  • оказание психологической помощи обучающимся.

Принципы деятельности СППС:

  • законность;
  • уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
  • добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;
  • доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;
  • конфиденциальность;
  • научная обоснованность;
  • профессионализм.

СППС в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:

  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся; 
  • изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
  • выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
  • информирование администрации школы, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;
  • осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
  • участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
  • изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
  • организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
  • повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса.

Состав службы СППС:

Шкелко Дарья Николаевна - педагог-психолог

Рымант Инна Владимировна - социальный педагог

ГРАФИК  РАБОТЫ специалистов

Должность

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Педагог-психолог

Шкелко Д.Н. (1 ст.)

1,3 неделя мц

07.30 – 12.00

12.20 – 18.50

2,4 неделя мц

07.30 – 12.00

12.20 – 19.20

1,3 неделя мц

07.30 – 12.00

12.30 – 18.50

2,4 неделя мц

07.30 – 12.00

12.20 – 18.50

2,4 неделя мц

07.30 – 12.00

12.20 – 18.50

1,3 неделя мц

07.30 – 12.00

12.20 – 18.50

2,4 неделя мц

07.30 – 12.00

12.20 – 14.20

1,3 неделя мц

07.30 – 11.00

11.20 – 14.50

Вых.

Социальный педагог Рымант И.В. (1 ст.)

08.00 – 11.00

13.05 – 16.35

09.50 – 12.50

13.10 – 16.40

08.00 – 11.00

14.00 – 17.05

08.00 – 12.00

13.05 – 17.05

08.00 – 10.00

10.45 – 12.45

13.05 – 16.35

08.00 – 09.00

09.45 – 14.15

Вых.

     

 1. Педагог социальный – специалист, который защищает права и интересы детей и молодежи, помогает решать семейные проблемы, поддерживает тебя в трудных жизненных ситуациях. Подсказывает, как найти занятие по душе и проявить таланты, помогает в выборе профессии, трудоустройстве и оздоровлении. Советует  как интересно проводить свободное время,  заботиться о здоровье и безопасности обучающихся.Кто поможет ребенку в школе?

К социальному педагогу обращаются дети и подростки, родители и педагоги.

2. Педагог-психолог – специалист, который помогает решить сложные проблемы, возникающие у людей в отношениях, общении, в совместной деятельности, а также в восприятии и оценке себя.

К нему можно обратиться:

• если тебя не принимают сверстники, подшучивают, насмехаются;

• если тебя не понимают родители;

• если ты не знаешь, чем тебе интересно заниматься;

• если не хочется учиться и ходить в школу;

• если ты боишься учителей и всё забываешь;

• если совершил плохой поступок и боишься признаться;

• если сам себе не нравишься;

• если у тебя плохая память;

• если не знаешь, как понравиться сверстникам;

• если не можешь разрешить затянувшийся конфликт;

• если не можешь отказывать в просьбах, а на всё соглашаешься;

• если хочешь узнать больше про себя самого: о своём характере, темпераменте, уме, памяти, внимании, эмоциональных состояниях.

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

   Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера

со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

   Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

     Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

   Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

         Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

         1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

         их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

         очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

         2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия,   преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

     3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др4.

      4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

 обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

 отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

    Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

 Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

         информация, поступившая от ребенка;

         информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

         информация, поступившая от работников учреждений образования;

         информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

     информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

       информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

      При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

     Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

     незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

      поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

     незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

  Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

         осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

         в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

   В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

         При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования5.

         1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

         2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

         3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

         4 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

         5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.