Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся

Дата: 17 мая 2024 в 15:19, Обновлено 17 мая 2024 в 15:22

1. Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.

2. Обучение должно носить деятельностный характер.

3. Учебный процесс  ориентировать  на  развитие  самостоятельности  и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

4. Использовать  продуктивные  формы  групповой  работы;  обучение  в сотрудничестве (командная, групповая работа); применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные,  развивающие  образовательные  технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной  деятельности,  обучение  на  основе  «учебных  ситуаций», уровневая  дифференциация  обучения,  разноуровневого  обучения, критического  мышления,  информационные  и  коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).

5. Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.

6. Обучение должно строиться на метапредметной основе и должно быть направлено  на  овладение  обобщёнными  приёмами  познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.

7. Организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество.

8. Учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с  учебными  моделями;  использование  знаково-символических  средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,  классификации,  установление  аналогий,  подведение  подпонятие.

9. Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

10. Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

Формирование функциональной грамотности учащихся: эффективные методы и приёмы

Метод «Летучка»

Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся.

Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.

Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлечённых дискуссий, в том числе и имеющих негативную эмоциональную окраску.

Использование информационно-компьютерных технологий

Суть представленного метода ясна из названия – в педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая учащимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, графиками и т.п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.

Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время, педагог может предоставить учащимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях, например, в классе.

Метапредметные связи

Развитие функциональной грамот-ности на уроках осуществляется совместными усилиями учителей разных предметов (работа с терминологией, составление плана учебного текста, выявление важной информации в тексте, составление вопросов к учебному тексту, построение логичного обоснованного ответа на вопросы).

Реализация принципа практи-ческой направленности учебных занятий: прогнозирующее чтение (ученикам дается текст частями, и они должны сами подумать, каким будет продолжение, чем завершится рассказ); преобразование информацию текста в кластер, таблицу, рисунки и т.д.; составление текстов (текст характеристики, объявления, заявления, рекламной афиши).

Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на формирование представления о том, как устроено противоречие. Обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:     умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;     умение разрешать противоре-чия;     умение оценивать объект, ситуа-цию с разных позиций (учитель задает ситуацию: найдите плюсы или минусы дождя как природного явления; класс делится на 2 команды, одна ищет плюсы, другая ищет минусы; предлагаем для обсуждения природное явление снег; уч-ся отвечают: «Хорошо, когда идёт снег, потому что……. Плохо, когда идёт снег, потому что……» Вывод: оценивание объекта, ситуации с разных позиций.

Приём «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

Прием «Лови ошибку»

Цель - найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

Прием «Проблемная ситуация»

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Приемы «Своя опора»,

«Ключевые слова»

Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.

Смысловое чтение

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов», «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» (по Ткачёвой О.Н.)

Приём «Чтение про себя с вопросами»

Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Алгоритм реализации приема: 1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. 2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

Приём «Чтение с остановками»

Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Алгоритм реализации приема: чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Приём «Фишбоун»

(рыбий скелет/рыбья кость)

Универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В его основе - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Это приём позволяет учащимся проана-лизировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.