Что же такое половая неприкосновенность и половая свобода?
Половая неприкосновенность – правовая защищённость от сексуального посягательства, полный запрет на совершение действий сексуального характера в отношении другого лица. Данное понятие применимо только к лицам, не достигшим 16-ти лет.
Половая свобода – свобода сексуального самоопределения человека, а точнее право самостоятельно и без принуждения выбирать половых партнёров, форму интимных отношений.
Посягательства на данные сферы жизнедеятельности человека запрещены Уголовным кодексом Республики Беларусь, в частности, предусмотрена уголовная ответственность за совершение таких преступлений, как изнасилование (ст. 166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК), развратные действия (ст. 169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК)
Как показывает правоприменительная практика, наблюдается тенденция роста совершения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы в отношении несовершеннолетних. Так, прокурором Кореличского района за истёкший период 2019 года по ст. 168 УК Республики Беларусь направлено в суд 3 уголовных дела.
Когда наступает уголовная ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК Республики Беларусь)? Рассмотрим типичные признаки, характерные совершённым в Кореличском районе преступлениям:
1) наличие полового сношения между лицом, достигшим 18-летнего возраста и лицом, не достигшим 16-ти лет, при этом лицу, совершающему преступление, известен возраст потенциального потерпевшего;
2) добровольность вступления в половую связь, т.е. данное действие совершается без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния.
Кроме того, судом не принимаются доводы обвиняемого о том, что «всё» происходило по обоюдному согласию: для квалификации это не имеет никакого значения. Не учитывается и степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшего.
Так как преступление неразрывно связано с наказанием, необходимо отметить, что по ч. 1 ст. 168 УК Республики Беларусь судом может быть назначено наказание в виде ограничения свободы на срок до четырех лет или лишения свободы на тот же срок со штрафом, по ч. 2 ст. 168 УК альтернативы нет – только лишение свободы на срок от трех до десяти лет.
Уголовные дела данной категории возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшего. Кроме того, примирение сторон не является основанием для прекращения уголовного преследования, даже заключение брака между потерпевшим и обвиняемым не спасёт последнего от уголовной ответственности</article>СТ. 166-170 УК РБ Преступления против половой неприкосновенности
ГЛАВА 20 Уголовного кодекса РБ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ
Статья 166. Изнасилование
1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней - наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера
1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), - наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), - наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, -
наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Статья 169. Развратные действия
1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168настоящего Кодекса, - наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера
1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
2. То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), - наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕЖИТОГО НАСИЛИЯ
Каждый случай насилия, пережитый человеком оставляет свой травматичный след. Тяжесть последствий зависит, с одной стороны от вида и интенсивности насилия, а с другой – от наличия защитных факторов человека.
Последствия насилия оказывают отсроченное негативное действие. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе от своих сверстников. Они позже начинают ходить говорить, реже смеются, чем их одногодки. Внешне эти дети выглядят своеобразно: у них припухлые «заспаные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности – педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Часто у детей развиваются такие нервно психические заболевания, как тики, заикание, энурез, энкопрез.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка. Ребенок с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для него характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, его общение со сверстниками затруднено. Такой ребенок испытывает трудности в социализации, он пытается избегать отношений с другими людьми. В результате этого формирование дружеских взаимоотношений может быть затруднено.
Установки, формирующиеся у ребенка в результате насилия, часто имеют деструктивный характер.
Так ребенок, подвергшийся физическому насилию от значимых для него людей, укрепляется во мнении, что близкие люди могут проявлять свою любовь тем, что бьют; у самого ребенка появляется право бить других и считать что это действенный метод достижения цели.
Серьезным нарушением поведения в результате пережитого насилия являются нарушения во взаимодействии и общении ребенка со сверстниками. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых, младших по возрасту детей, животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том и другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками и взрослыми. Отличительной особенностью таких детей является отчужденность, замкнутость или, напротив, чувство боязни одиночества, навязывание себя во взаимодействии, заискивающее поведение, стремление любой ценой удержать общение с другим человеком.
У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего эксцентричного поведения. Например, дети пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или игрушками. Даже дети, не достигшие школьного возраста, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии могут сами стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большее число участников.
Наиболее часто отмечаются различные нарушения эмоциональной жизни ребенка в результате пережитого насилия. Повышенная эмоциональность и нестабильность или, напротив, эмоциональная глухота, неспособность к сопереживанию свойственны таким детям.
Одним из распространенных последствий пережитого насилия является снижение познавательных возможностей ребенка, его интеллектуальных и когнитивных способностей и, как следствие, школьной успеваемости. У них ухудшается память, внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы адаптации.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕБЁНКА В ОТНОШЕНИИ,
КОТОРОГО, ВОЗМОЖНО СОВЕРШЕНО НАСИЛИЕ
Распознавание, оценка и диагностика возможных случаев насилия в отношении детей предполагают использование определенных методов, комплексное применение которых позволяет сделать заключение о факте насилия с большой долей вероятности.
Основными методами диагностики в данном случае являются:
1. наблюдение за соматическим состоянием ребенка;
2. наблюдение за поведением;
3. наблюдение за игрой;
4. анализ сновидений;
5. анализ продуктов творчества;
6. рассказ самого ребенка;
Наблюдение за соматическим состоянием ребенка
По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний.
Важно видеть, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.
Необходимо помнить, что нарушение памяти и концентрации внимания, а также бессонница, трудности с засыпанием, ночные кошмары являются одними из самых характерных проявлений ПТСР на физиологическом уровне.
Кроме того, у детей могут быть энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму. Например, внезапная рвота как реакция на показанное в телевизионной передаче сексуальное насилие.
У подростков и у детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, особенно в вечернее время или при недостатке освещения.
Наблюдение за поведением ребенка
Выявление перемен в поведении ребенка, в которых отражаются эмоциональные и поведенческие последствия насилия, является одним из самых значимых моментов диагностики. Через контакт с самим ребенком или наблюдавшими его взрослыми важно знать о том, имеют ли место:
перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать более нервозным, боязливым, избегающим контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.).
регресс в поведении.
Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.
сверхбдительность или повышенная возбудимость.
Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.
стремление избегать всего, что связано с травмой.
Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.
нарушение доверия к окружающим людям.
У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.
наличие страхов.
Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и многое другое.
депрессивные состояния и суицидальные мысли и попытки.
Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки.
агрессивность по отношению к другим.
У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.
склонность к самодеструктивному поведению.
Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя.
диссоциации.
Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального без¬различия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.
Наблюдение за игрой ребенка
Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. В связи с этим, игра одновременно может выступать как способ распознавания травмы и как способ ее проработки.
Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В играх таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, со¬бытиям, сюжетам.
Анализ сновидений
У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпаются и плачут.
Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя.
Рассказ ребенка о факте насилия
Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Используя приемы активного слушания, специалист собирает, таким образом, прямую или косвенную информацию о насилии, акцентируя внимание на том, принимает ли ребенок себя, свое тело, что он чувствует в тех или иных ситуациях, произошли ли существенные перемены в его привычках, поведении, образе жизни. Детям дошкольного и младшего школьного возрастов легче строить такой рассказ через игровой сюжет или опираясь на рисунок.
Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести вас в заблуждение, сказав неправду о насильственных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит. Имеются данные о том, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, прежде чем один «ему поверит».