Дополненная реальность (augmented reality, AR) – среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств – планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов вроде Google Glass, а также программного обеспечения к ним;
– это технология добавления, внедрения в реальную жизнь, в трёхмерное поле восприятия человека виртуальной информации, которая воспринимается как элементы реальной жизни. При качественном контенте у человека стирается грань между реальностью и искусственно создаваемым миром. Реальность расширяется (или дополняется) внедрением в неё виртуальной информации.
При создании дополненной реальности в обычную жизнь в режиме реального времени помещаются объекты при помощи специального программного обеспечения и гаджетов, таких как: очки дополненной реальности («умные очки»), планшеты, смартфоны с функцией AR и пр. гаджеты.
Биология, архитектура и строительство, археология – в этих сферах деятельности активно внедряется и используется технология дополненной реальности. Благодаря AR визуализация в архитектуре и строительстве переходит на качественно новый уровень, позволяя на этапе проектирования увидеть конечный результат, благодаря чему снижаются риски в производственном процессе. Выставочная, экспозиционная, музейная деятельность, искусство и дизайн, видеоинсталляции и интерактивные макеты с применением дополненной реальности – это далеко не исчерпывающий список сфер нашей жизни, где можно использовать технологии дополненной реальности.
Дополненная реальность активно применяется в образовательных целях. О высокой эффективности интерактивных методик в обучении говорят давно. За AR-учебниками – безусловное будущее. При направлении на учебник смартфона, на страницах могут появляться, например, фото, видео, анимированные 3D персонажи. Кроме книг, дополненная реальность в образовании используется в AR-играх, обучающих приложениях дополненной реальности для тренировки навыков и знаний.
Какие преимущества применения технологии дополненной реальности?
- Гарантирован сильный эмоциональный отклик, так как появление в повседневной жизни, например, в учебном заведении, виртуальных персонажей, вызывает состояние восторга и удивления. А эмоция – это первостепенно для развития любознательности.
- Вовлечённость и интерактивность способствуют повышению запоминаемости и приобретению интереса к предмету.
- Комфортное, лёгкое, игровое получение информации способствует устойчивому запоминанию.
- Технология дополненной реальности позволяет взаимодействовать с искусственным миром при помощи гаджетов. В этом – существенное преимущество дополненной реальности перед виртуальной реальностью.
- Вирусный эффект. Вся информация с использованием дополненной реальности вызывает сильнейшие эмоции, поэтому начинает работать лучший рекламный инструмент – рассказы об увиденном передаются из уст в уста, привлекая внимание к предмету.
- WOW-фактор – вау-фактор играет важную роль в формировании впечатления от изучаемого предмета.
Каждая технология имеет свои преимущества и недостатки. Если говорить о дополненной реальности, то она позволяет значительно расширить возможности образовательного процесса. Детям нравится усваивать новую информацию в такой наглядной форме. Дополненная реальность позволяет создавать невероятные образовательные проекты по сценариям, которые физически невозможно реализовать в реальной жизни. С её помощью можно взять в руки крошечный атом или же, наоборот, гигантскую планету. Она помогает постигать абстрактные понятия, такие как геометрические трехмерные формы, моделировать законы физики, визуализировать сложные химические эксперименты и многое другое. Дополненная реальность дает возможность перемещать, вращать, масштабировать 3D модели буквально руками, рассматривать их под любыми углами, соединять и разъединять виртуальные объекты и изучать полученные результаты. Она исключительно полезна при развитии пространственного мышления. Возможность использования яркой запоминающейся визуализации при объяснении сложных тем, а кроме того предоставлять детям возможность самим использовать технологии будущего – это ли не находка для педагога? Разумеется, не нужно превращать каждый урок в шоу – никто не отменял фундаментальные знания и традиционные форматы обучения. Но разумное применение дополненной реальности в общем или дополнительном образовании – на уроке или на экскурсии в парке – может иметь очень высокий КПД и кроме того подчеркнёт технологическую продвинутость учителя.
У американского философа и педагога Джона Дьюи есть замечательная цитата: "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра". Ей больше века, но она всё так же актуальна. Какое бы мнение ни имел педагог об инновациях и их пользе в образовательном процессе, школа должна демонстрировать детям то, с чем им придётся работать в самое ближайшее время.