МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по внедрению педагогического инновационного опыта
ГУО «Бегомльская средняя школа Докшицкого района»
в массовую образовательную практику
Тема инновационного проекта: «Внедрение модели использования когнотехнологий (технологии дополненной реальности) с целью формирования гражданско-патриотической компетентности учащихся»
Аннотация
Предлагаемые методические рекомендации содержат теоретическое обоснование и материалы практической реализации инновационного проекта «Внедрение модели использования когнотехнологий (технологии дополненной реальности) с целью формирования гражданско-патриотической компетентности учащихся». По аналогии описанный проект можно внедрить в других учреждениях общего среднего образования с учётом особенностей региона и учреждения образования.
Адресованы руководителям учреждений образования, заместителям директора по учебной и воспитательной работе.
Введение
Актуальность инновационного проекта обусловлена рядом причин, возникших на современном этапе развития общества. Информационно-коммуникационные технологии за последние несколько лет совершили огромный скачок в развитии, активно внедряются во все сферы жизни и стали неотъемлемой частью современного человека. Происходят глобальные процессы, основное назначение которых – усовершенствование устаревших методов управления информацией путём поэтапного внедрения электронных систем. Если раньше технология дополненной реальности (когнотехнология) применялась в военной промышленности и компьютерных играх, то сейчас она встречается в различной деятельности: медицине, архитектуре, рекламе, образовании и т.д.. Дополненная реальность вызывает такой повышенный интерес не только потому, что для этого используют новейшие технологии, но также она обещает помочь людям преодолеть современную информационную перегрузку. Дополненная реальность – это новый метод получения информации и к другим различным данным, но влияние этой технологии, возможно, окажет неизгладимое впечатление на человека, сравнимое с возникновением интернета. Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить несколько причин:
1. Доступность информации.
2. Интерактивность. Благодаря этому свойству, взаимодействие пользователя с объектом позволяет создавать большое количество различных способов обучения, так как объекты представляются очень реалистично. Например, человек может ремонтировать двигатель, и в настоящий момент получать инструкцию по выполнению работы.
3. «Вау»-эффект. Необычный способ представления информации, который позволяет привлекать внимание, а также усиливать запоминание. На сегодняшний день это особенно актуально в образовании, так как дети могут воспринимать процесс обучения более увлекательным и наглядным.
4. Реалистичность. Дополненная реальность намного увеличивает эффект воздействия на зрителя по сравнению с виртуальным восприятием.
5. Инновационность. Дополненная реальность воспринимается как нечто новое, выдающееся и современное, что переносит пользователя в мир будущего и учит его в нём.
6. Новые способы применения. Применение дополненной реальности практически безгранично.
Ответственной и насущной функцией общества было и остаётся воспитание и формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные задачи. Важнейшая составляющая данного направления – формирование и развитие гражданских и патриотических качеств обучающихся. Без этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные умения и навыки.
Для нашей школы данный проект имеет актуальный характер, так как в современных условиях одной из наиболее важных задач образовательного процесса на всех его уровнях является формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся. Использование дополненной реальности в гражданско-патриотическом воспитании позволяет расширить познание реальной действительности с помощью «наложения» дополнительного контента (информации, аудио, видео и т.п.).
Участие в инновационном проекте позволило придать новый акцент гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, решить некоторые проблемы образовательного процесса, подготовить учащегося со сформированными умениями и навыками владения информационными технологиями. В современном мире востребован выпускник школы, обладающий рядом универсальных компетенций, который готов работать в любой сфере.
Цель проекта – формирование гражданско-патриотической компетентности учащихся через использование когнотехнологий (технологии дополненной реальности) в образовательном процессе.
Задачи проекта:
- Разработать и реализовать систему управления, обеспечивающую включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта.
- Обеспечить включение педагогов и учащихся в реализацию социально значимых проектов на основе технологии дополненной реальности.
- Разработать единую систему мониторинга и оценки сформированности гражданско-патриотических компетенций участников образовательно-го процесса.
- Изучить и обобщить опыт педагогов по использованию технологии дополненной реальности в образовательном пространстве школы.
- Разработать методические рекомендации по эффективному внедрению данной инновационной модели в широкую образовательную практику.
Глава 1. Научно-теоретические обоснования инновационной модели
1.1. Концептуальные положения
Когнитивный подход (Э.Ч.Толмен, Дж.С.Брунер, Р.Ч.Аткинсон, Г.Э.Гарднер, М.С.Шехтер и другие)
Первые упоминания о когнитивном обучении появились в трудах Э.Ч.Толмена (1948), а с развитием когнитивной психологии распространи-лись и на педагогику (Дж.С.Брунер, 1966, 1968, 1977; Р.Ч.Аткинсон, 1968; Г.Э.Гарднер, 1983, 1993, М.С.Шехтер, 1981, 2001 и т.д.). Понятия «когнитивное обучение» и «познавательное обучение» не являются синонимами. Французские исследователи Э.Лоарер и М.Юто отмечают, что термин «когнитивное обучение» определяет одну из областей исследования в психологии и одно из течений в педагогике. Основная цель когнитивного обучения, по мнению исследователей, заключается в развитии всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям. В условиях когнитивного мастерства фокус образовательного процесса направлен не на поглощение информации, а на постижение внутренних отношений исследуемых предметов, побуждает учащихся к диалоговому, исследовательскому размышлению, повышает концентрацию ментальной активности. При таком подходе к обучению осознанное и обоснованное рассуждение сопряжено с серьёзной и трудной когнитивной работой, способствует высокоэффективному росту мыслительной деятельности. Осознание выступает фактором, способным обеспечить перенос знания либо стратегии мыслительной деятельности из одной области в другую, а также способствует развитию волевого контроля обучения является понимание субъектом своей способности выполнить над умственной деятельностью. Исследование предшествующего знания с точки зрения переосмысления обеспечивает изучение содержания переноса, его применение в формировании новых учебных стратегий способствует оживлению интереса к содержанию предметного и межпредметного обучения. Перенос опосредуется свойствами рефлексивного мышления, эффективностью деятельности вновь перестроенных связей в когнитивных структурах. Критерием когнитивного развития в процессе определенную задачу (уровень развития рефлексии) и эффективность стратегии, которой руководствуется субъект в когнитивной деятельности для достижения цели. Когнитивное обучение чётко следует тем естественным психологическим механизмам отбора информации, которыми пользуется индивидуальная психика.
Когнитивная психология породила новое направление в педагогике – когнитивные технологии обучения. Под когнитивными педагогическими технологиями мы понимаем учебный процесс интеллектуального развития обучаемых, основанный на модульном представлении учебной информации. В рамках когнитивного подхода учащийся считается активным и сознательным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельности педагога, то есть реализуются субьект-субъектные отношения между учащимися и учителем, а процесс учения имеет личностно и социально обусловленный характер. Данный подход не только не противоречит педагогике сотрудничества и интерактивным методам обучения, которые так актуальны в современной педагогике, а наоборот, берёт их на вооружение.
Одно из центральных понятий когнитивной технологии – понятие когнитивные схемы. Человек воспринимает информацию с помощью доступных ему когнитивных схем, если же эти средства отсутствуют, то информация, либо воспринимается, либо частично искажается. Восприятие человека – это активный процесс сбора информации, осуществляемый с помощью специальных когнитивных схем, которые «формируются в процессе обучения в течение всей жизни, поэтому «опыт, знания, навыки воспринимающего оказывают критическое влияние на полноту восприятия реальных предметов и событий». Развитие нового учебного материала всегда сопровождается применением некоторых приёмов, методов познания или логических операций, которые представляют собой способ преобразования информации. Для встраивания новой информации в уже имеющуюся у обучаемого системы знаний необходимо, чтобы в его сознании существовали когнитивные схемы, способствующие каждой применяемой процедуре. Если эти схемы отсутствуют, то способ получения новой информации обучаемым понят быть не может. Искаженная, неполная или ошибочная когнитивная схема, имеющаяся в сознании обучаемого, приводит к искажённому, частичному или ошибочному восприятию информации из окружающей среды, что затрудняет или делает невозможным адаптивное поведение. Поэтому обучение следует рассматривать как процесс формирования когнитивных схем, релевантных тем видам информации, которые необходимо научиться воспринимать и перерабатывать для адекватного реагирования на требования окружающих.
Когнитивная технология имеет модульную структуру (см. схема 1). Каждый модуль – это система занятий, объединённых общей дидактической целью. Фактором формирования модуля является процедурная информация в основе частного или общего метода научного познания. Каждый модуль делится на три блока занятий, на каждом из которых решается определенная дидактическая задача: блок входного мониторинга; теоретический блок; процессуальный блок.
Схема 1. Структура когнитивной технологии
Блок входного мониторинга. В этом блоке занятия предназначены для получения информации об уровне когнитивной готовности учащихся к восприятию и пониманию новой учебной информации и выполнению различных познавательных действий и операций. Когнитивная готовность определяет успешность всей дальнейшей деятельности обучаемых по усвоению нового учебного материала. Для изучения актуального уровня когнитивного развития используется специальная система мониторинга, которая диагностирует базовые когнитивные характеристики интеллекта, имеющие нейрофизиологическую природу; общеучебные умения; межпредметные знания и умения; предметные знания и умения.
Теоретический блок. В этом блоке изучается декларативная информация. Основной задачей для преподавателя является формирование семантических сетей изучаемых понятий, связываемых с уже известными обучаемому понятиями с помощью общих логических и специфических предметных видов связи.
Процессуальный блок. В этом блоке изучается процедурная информация. Она содержит правила и алгоритмы выполнения различных видов предметной деятельности, способы преобразования объектов, применяемые в изучаемой предметной области для получения заданных результатов. Усвоение этой информации необходимо для овладения общими и частными методами, обеспечивающими адекватное восприятие, познание и преобразование окружающего мира для адаптации к условиям существования, принятым в данной культуре. Результатом учебного процесса является формирование в сознании каждого обучаемого когнитивной схемы.
После окончания изучения декларативной и процедурной информации, входящей в группу модулей, объединённых общим предметом изучения, следует триада занятий: обобщающее повторение, тематический итоговый контроль и коррекция. Таким образом, неправильное восприятие или искажение учебной информации, при использовании данной технологии, возможна её коррекция.
Когнитивные технологии способствуют развитию широкого кругозора учащихся. Обучаемые самостоятельно стремятся к поиску истины, критически воспринимают противоречивые идеи. Они способны к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости, приобретению новых знаний; обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию; стремиться к творческой самореализации. Знания и возможности, полученные при таком подходе, способствуют развитию высокого уровня интеллекта, формированию творческого потенциала, накоплению практического опыта, формированию необходимого в новых образовательных условиях методического мышления.
Деятельностный подход в образовании (работы Л.С.Выготского, М.Я.Бясова и другие)
Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова признаёт, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
Прошло 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного подхода в начальном звене школы, но и запустили его механизм в обычные школы, в практику учителей. И только сейчас наша страна осознала значимость данного подхода не только в начальной школе, но и в средней и старшей.
Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приёмов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений, навыков в узкой предметной области, а становление личности, её «самостроительство» в процессе деятельности ребёнка в предметном мире.
«Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании!» (А.Н.Леонтьев).
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Реализация деятельностного подхода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учётом возрастных психологических особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
- Принцип целостности – предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить учащемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Ещё Л.С.Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология», опередившей своё время как минимум лет на 60 (она была опубликована в 1926 г.), говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества… Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребёнка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному».
Сущность деятельностного подхода раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.
Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение её приёмам. «Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».
Идея компьютерной поддержки образовательного процесса (А.А.Кузнецов, Е.И.Машбиц, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.В.Рубцов, О.К.Тихомиров и другие)
Как показывают проведённые психолого-педагогические и дидактические исследования (Я.А.Ваграменко, А.А.Кузнецов, Е.И.Машбиц, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.В.Рубцов, О.К.Тихомиров и другие), необходимым потенциалом обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Таким образом, следует говорить о формировании во многом новой среды обучения.
И.С.Якиманская отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого учащегося, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни. Выделим две основные идеи. Во-первых, необходимость разнообразия среды обучения. Ясно, что использование средств ИКТ способствует этому. Во-вторых, требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. И эту проблему достаточно эффективно могут решить ИКТ.
Создание информационно-образовательной среды стало предметом целого ряда исследований (М.И.Башмаков, С.Г.Григорьев, А.А.Кузнецов, С.В.Панюкова, С.Н.Поздняков, Е.С.Полат, И.В.Роберт, А.П.Тряпицына и другие). Авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры среды. Тем не менее, во всех исследованиях компоненты среды обучения разделяются на две категории: субъекты и объекты. Субъектами образовательного процесса являются обучаемые и педагоги. Объектами – средства обучения и инструменты учебной деятельности, методики, материальная база, область управления педагогическим процессом, способы коммуникации (организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный). Объекты – это те носители информации и учебные действия, которые, будучи усвоены и преобразованы сознанием субъектов, превращаются в процессе учебной деятельности в качества личности – мировоззрение, систему ценностей и смыслов, убеждения, компетенции и т.д.
Существуют и другие (функциональные) подходы к определению содержания компонентов образовательной среды (А.А.Кузнецов, И.В.Роберт и другие), когда выделяются: субъекты среды, источники учебной информации, инструменты учебной деятельности и средства коммуникаций, а также наполнение (учебное и методическое содержание) образовательной среды.
Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций – локальные компьютерные сети или Интернет. Среду, складывающуюся на основе средств информационно-коммуникационных технологий, будем далее называть информационно-коммуникационной образовательной средой (ИКОС).
В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обучения оказывается сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологические особенности. Все методические решения (организация учебного материала, использованные приёмы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого – его потребностей, способностей, активности, интеллекта и др.
Ключевым компонентом в ИКОС является компьютер. Он становится средством и обработки информации, и коммуникации, и обновления знаний, самореализации обучаемых. В то же время это и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования и конструирования. Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют учебную среду.
Дополненная реальность – это технология, позволяющая наложить на реальный мир дополнительный контент (информация, аудио, видео и т.п.) с целью дополнения сведений об окружающем мире и обеспечения простоты восприятия информации. На сегодняшний день технологии дополненной реальности (Augmented Reality – AR) достигли высокого уровня развития, при этом фактически опережая внедрение AR во все сферы жизни. AR способна полностью перевернуть весь наш мир, сделав его удобнее, безопаснее, интерактивнее. AR – это своего рода «мостик» между реальным и виртуальным мирами. В этом её главное преимущество по сравнению с полностью виртуальной реальностью (VR).
Технологии VR вызывают обоснованные опасения, и прежде всего у родителей – не уйдут ли дети в виртуальный мир с головой, как это неоднократно случалось. AR по своей сути требует контакта с реальностью, не заменяя, а дополняя её. Это устраняет возможные психологические возможности применения данной технологии в образовании, начиная с самого раннего возраста – даже если пользователь AR-приложения ещё не научился читать.
1.2. Сущность инновационной модели
С целью успешной реализации инновационного проекта создана управленческая команда, которая включилась в поиск путей решения поставленных задач. Распределение функциональных обязанностей инновационного проекта обеспечивает принцип делегирования управленческих полномочий. Директор школы Гигель П.В. – руководитель инновационного проекта, осуществляет общее руководство инновационной деятельностью; заместитель директора по учебной работе Лебедева О.С. – координатор реализации проекта, обеспечивает организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности, оказывает консультативную помощь педагогическим работникам в вопросах реализации инновационного проекта; учитель информатики Андрейчик А.П. – обеспечивает работу по информатизации учреждения образования, направленную на создание оптимальных условий для реализации проекта и информационно-коммуникативной поддержки педагогов; учитель английского языка Редько Е.Н. – оказывает языковую поддержку педагогов; учитель начальных классов Балаболова Н.В., учитель истории и обществоведения Батуро М.П., учитель географии Михайловская Т.С., учитель белорусского языка и литературы Сивцевич Г.И., – осуществляют образовательную деятельность в рамках инновационного проекта; педагог-психолог Скок А.М. – обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности.
Управленческая команда инновационного проекта обеспечивает:
- открытость и гласность содержания инновационной деятельности педагогического коллектива, своевременную оценку результатов реализации инновационного проекта;
- организационно-управленческое, нормативное правовое, психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение инновационной деятельности;
- наличие и своевременное пополнение ресурсов (информационных, материально-технических, кадровых), повышающих эффективность реализации проекта;
- повышение квалификации педагогов-новаторов;
- повышение статуса и конкурентоспособности учреждения образования.
Управление деятельностью имеет следующую структуру:
Схема управления деятельностью
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke>Педагогический совет |
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke> |
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke> <v:stroke endarrow="open"> </v:stroke>Директор |
Управляющий совет |
|
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke> |
Заместители директора |
Профсоюзный комитет |
||
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke> |
||||
Ученическое самоуправление |
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke>Методический совет |
|||
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke> <v:stroke endarrow="open"> </v:stroke> <v:stroke endarrow="open"> </v:stroke> <v:stroke endarrow="open"> </v:stroke> <v:stroke endarrow="open"> </v:stroke>Предметные кафедры |
||||
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke>Методические семинары и семинары-практикумы |
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke>Научно-практические конференции |
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke>Школа молодого учителя |
<v:stroke endarrow="open"> </v:stroke>Творческие группы |
Само <v:stroke endarrow="open"> </v:stroke>образование |
ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА |
Созданная система управления деятельностью строится на ведущих подходах:
аксиологическом (инновационная деятельность рассматривается как приоритетная в работе учреждения образования, позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды);
синергетическом (инновационная деятельность заключается во взаимодействии двух сопряжённых, взаимосвязанных подсистем: преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, приводящим к новообразованиям, повышению творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию);
средовом (является инновационным компонентом);
системном (обеспечивается единство целевых, содержательных компонентов);
проблемно-деятельностном (реализация инновационного проекта рассматривается как практико-исследовательская деятельность, «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю»);
аналитико-рефлексивном (инновационная деятельность строится на диагностической основе, благодаря чему своевременно вносятся коррективы в содержательную и процессуальную деятельность по реализации проекта);
и реализуется в совокупности управленческих процессов, включающих в себя следующие этапы:
- планирование (управление содержанием инновации)
- организация (управление обеспечением инновации – техническим, методическим и др.)
- мотивация (управление человеческим ресурсом (УОП) – педагогическим коллективом)
- контроль (управление качеством инновации).
Включение педагогов в инновационную деятельность осуществлялось через анализ педагогической деятельности, систему диагностических исследований, учет интересов самих педагогов. Нормативными локальными документами предусмотрено моральное и материальное стимулирование педагогов, которые эффективно осуществляют педагогические исследования в рамках реализации инновационного проекта.
Ведущей формой контроля в рамках инновационного проекта стал самоконтроль, который обеспечивается эффективным и конструктивным взаимодействием всех участников инновационной деятельности, что привело к развитию горизонтальных связей. Продуманность организационно-методических материалов обеспечила включение каждого педагога в инновационную деятельность. Рефлексивная деятельность педагогов осуществляется через ведение дневника, в котором фиксируются этапы работы, успехи и возникающие проблемы.
Глава 2. Условия и механизмы эффективности внедрения инновации
2.1. Выявленные условия эффективности внедрения инновации
Участники проекта характеризуются достаточно сформированным инновационным потенциалом, имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, зарекомендовали себя как творческие педагоги, владеющие широким диапазоном образовательных технологий, методов и форм обучения. По результатам анкетирования участников инновационного проекта, педагоги характеризуются достаточной готовностью и мотивацией к инновационной деятельности, готовы реализовывать свои потребности в саморазвитии, получают профессиональное удовлетворение от освоения новых технологий, а также верят в положительный результат инновационной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности представлено комплексом мероприятий диагностического, обучающего, просветительского характера (оказание методической помощи педагогам, проведение диагностики и просвещение всех субъектов образовательного процесса). Работа осуществляется педагогом-психологом Скок А.М.. Диагностический инструментарий соответствует критериальной базе инновационного проекта.
С целью успешной реализации инновационного проекта созданы необходимые условия. Разработка локальных актов позволила установить взаимодействие с консультантом проекта Анжеликой Анатольевной Мещеряковой на договорной основе, системная работа с которым обеспечила сбалансированность ресурса для реализации инновационного проекта. Благодаря тесному сотрудничеству налажено сетевое взаимообщение через скайп, Гугл-аккаунт, вебинары, on-line конференции, выездные семинары, что обеспечило возможность системного общения с консультантом и другими участниками инновационного проекта, своевременного получения актуальной и значимой информации для реализации проекта.
Технология дополненной реальности способствует улучшению качества информационного обеспечения, увеличению объёма информации, удовлетворению потребностей субъекта в её получении. Работа с огромными потоками информации актуализировала вопрос качества предоставляемой информации субъектам потребления: учащимся, педагогам, родителям (или лицам их заменяющих), социальным партнерам. Актуальным стал вопрос эстетичности подачи информации. Для этого созданы мини-экспертные группы, осуществляющие первичную проверку значимости, важности, эстетичности информации и её редактирование. Информационная оснащенность обеспечила повышение информационной культуры и эффективности обучения и воспитания всех субъектов образовательного процесса, готовность учащихся к созданию собственных информационных продуктов и трансляции инновационного опыта, формирование положительного имиджа учреждения образования. Информация о проекте была размещена на официальном сайте школы. (Ссылка на сайт школы: https://begoml.schools.by/)
Система методической работы строится в контексте парадигмы непрерывного образования с учётом особенностей и специфики инновационного проекта, условий и возможностей учреждения образования на основе потребностей участников инновационной деятельности. Следуя принципам непрерывного образования, работа по повышению профессиональной компетентности в области когнитивных технологий являет собой трёхступенчатую систему, основанную на принципе преемственности: повышение квалификации в учреждениях, которые осуществляют организационно-методические мероприятия (Академия последипломного образования, Витебский государственный областной институт развития образования); удовлетворение профессиональных потребностей на методических мероприятиях в учреждении образования; самообразование педагогов в ходе педагогического исследования, обусловленного темой данного проекта. Целевые ориентиры организационно-методических мероприятий – это овладение системой научных знаний в данной области, умение планировать педагогическое исследование, отбирать и систематизировать материал для образовательного процесса и конструировать обновлённую образовательную среду в рамках учебных занятий и внеклассных мероприятий, готовность к презентации инновационного педагогического опыта на разных уровнях. Структурными компонентами являются методический совет, постоянно действующий семинар, проблемные и творческие группы, экспертный совет. Система методической работы направлена на формирование образовательной ценности как методологической культуры педагога, как особой формы осознания, переосмысления педагогической практики и построения самим педагогом новой образовательной среды с использованием новшеств. Ведущими подходами являются проблемно-деятельностный, направленный на развитие личности учащегося на основе универсальных учебных действий, и компетентностно-ориентированный, направленный на формирование у школьников творческого мышления, креативности, толерантности, умения сотрудничать с другими с использованием принципов научности, целевой гармонизации, осознанного и мотивированного участия в инновации, реализации карьерного горизонтального роста. Изменились функции методической работы: исследовательская выросла, появилась экспертная, мониторинговая, консалтинговая, маркетинговая. Педагог стал активным субъектом управленческой деятельности и методической работы. Произошло формирование саморегулятивного комплекса: самопознание, самоконтроль, самооценка, саморазвитие, самоактуализация, самореализация. Механизмом включения каждого педагога в инновационную деятельность стало педагогическое исследование, параметры которого выстраивались на основе консультационного взаимодействия с руководителем и консультантом проекта. Каждый из участников чётко знает критерии результативности, перспективы развития своего инновационного опыта, что является мотивирующим аспектом для них.
Для организации сетевого взаимодействия участников инновационной деятельности создан сайт «Инновационный проект «Внедрение модели использования когнотехнологий (технологии дополненной реальности) с целью формирования гражданско-патриотической компетентности учащихся»». (Ссылка на сайт по AR: https://sites.google.com/view/ar-apo/) Здесь можно увидеть информацию о каждом участнике инновационного проекта, познакомиться с результатами проведенных диагностик, найти методические наработки учебных и воспитательных мероприятий. Информация адресована широкому кругу читателей, что способствует популяризации данной технологии.
Участие в инновационном проекте позитивно влияет на профессиональное развитие педагогов, обеспечило формирование у них ценностных установок и принятие технологии дополненной реальности как эффективного средства повышения гражданско-патриотической компетентности учащихся благодаря пониманию концептуальных основ и овладению понятийным аппаратом.
2.2. Алгоритм внедрения инновации
2017/2020 год учреждение образования работало над реализацией практического этапа инновационного проекта в соответствии с комплексно-целевой программой и календарным планом.
Участники инновационного проекта используют дополненную реальность, как в учебном, так и в воспитательном процессе. Собран материал с элементами дополненной реальности, который можно использовать при проведении классных и информационных часов не только участникам проекта, но и остальным педагогам.
Для информирования общественности о деятельности учреждения образования, создания эффекта узнаваемости и закрепления положительного образа школы участники инновационного проекта разработали буклет о школе с использованием когнотехнологий, что позволило более лаконично и доступно использовать готовый контент.
Для демонстрации технических возможностей новых информационных технологий в образовании, создания живой, активно работающей информационной среды ежемесячная школьная газета «Мы сегодня», являющаяся информационным сопровождением образовательного процесса, использует элементы дополненной реальности. Редколлегия состоит из мотивированных учащихся, для которых создание школьной газеты – один из способов повышения их познавательной и творческой активности. Работая над газетой, ребята учатся работать в команде, собирать и обрабатывать информацию, знакомятся с законами о СМИ, штудируют справочную литературу, развивают культуру речи и повышают грамотность, развивают гибкие навыки (soft skills), что сделает их более конкурентоспособными, поможет определиться с будущей профессией (параллельно решаются задачи профориентации).
С целью популяризации родного языка, привитии любви к белорусской литературе и культуре разработан проект «Мой край! Такі адзіны ў свеце…». Создан стенд «Пачатак тут, у родным краі», который находится при входе в школу и посвящён знаменитым поэтам-землякам Пимену Панченко, Юрасю Свирко и Алесю Ставеру, и стенд «Гучы, роднае слова!», информация которого постоянно обновляется к памятным датам, связанным с жизнью и деятельностью белорусских писателей и поэтов, интересными событиями в культурной жизни нашей страны. В рамках этого проекта были выполнены исследовательские работы «Грамадзянска-патрыятычнае выхаванне вучняў на аснове гісторыка-культурных і духоўных каштоўнасцей беларускага народа», «Паходжанне прозвішчаў маіх аднакласнікаў»; проведены литературно-музыкальные композиции «З любоўю да роднай мовы», «Мой край! Такі адзіны ў свеце…», «Пачатак тут, у родным краі»; классные и информационные часы «Нам засталася спадчына», «Мне выпала шчасце тут нарадзiцца», «Виртуальное путешествие в Кревский замок».
С целью приобщения обучающихся к возрождению белорусской культуры, традициям и обрядам белорусского народа, представления, как жили наши предки, каким был их быт, к постижению духовных и материальных ценностей предков была создана музейная комната «Беларуская хатка», составленная из предметов крестьянского быта. Многие экспонаты этой экспозиции сопровождаются элементами дополненной реальности. Руководитель музея и её учащиеся продолжают пополнять музейную комнату экспонатами, разработаны экскурсии:
- Падарожжа ў сялянскую хату
- Побыт і звычаі сялян
- Абярэгі ў жыцці беларусаў
Музейная комната используется не только для проведения экскурсий, но и для классных и информационных часов.
Работа по созданию стенда «Маё мястэчка роднае Бягомль» с использованием когнотехнологий с целью приобщения школьников к наследию родного края вылилась в масштабный проект, состоящий из следующих направлений:
- исследовательская работа,
- краеведческая работа,
- экскурсии,
- воспитательные мероприятия.
Участники инновационного проекта провели исследования «История одной улицы», «Улочками старинного города», «Сцяжынкамі малой радзімы», «Жывая спадчына», в ходе которых учащиеся встречались со старожилами своего посёлка с целью сохранения самобытности нашей местности.
Собрали богатый краеведческий материал обрядов, легенд и преданий о родном крае с целью приобщения учащихся к устному народному творчеству, как способа изучения истории малой родины.
Разработали экскурсионные маршруты «Мой край бягомльскі», «Ваколіцамі вескі Маргавіца», «Помнікі прыроды роднага краю», «Дарогамі спаленых весак» не только по родному поселку, но и за его пределами с использованием краеведческого материала с целью познания окружающего мира, привлечения внимания к данной местности.
Провели классные и информационные часы «Ніколі не забудзем», «Горжусь своими земляками», «Березинскому биосферному заповеднику – 95» с использованием регионального материала с целью повышения гражданско-патриотической компетентности учащихся.
В рамках республиканской акции «Беларусь помнит», приуроченной к 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, разработаны стенды «Бягомль у гады Вялікай Айчыннай вайны» и «В строю всегда, в памяти навечно!» с целью формирования у подрастающего поколения чувства долга, патриотизма, гражданственности, заботы о ветеранах. Школьники приняли участие в акциях «Я гражданин Республики Беларусь», «Вахта памяти», «Зажги огонь добра». Проведены литературно-музыкальные композиции «Помнит сердце, не забудет никогда!», «Спасибо солдатам победы за то, что не знаем войны»; классные и информационные часы «Хатынь – моя боль», «О памяти и памятниках».
Мероприятия имеют социальную значимость для широкой общественности: родителей, социальных партнеров, знаменитых земляков; обогащают учащихся новыми знаниями, умениями и навыками; накапливают богатый методический материал.
Материально-техническое обеспечение не требует дополнительных материальных затрат школы. Первый год работы был направлен на овладение теоретической базой и определил, что эта технология современна, технологична и позволяет использовать индивидуальные мобильные устройства педагогов и учащихся с необходимым программным обеспечением, которое распространяется бесплатно. Однако второй и третий годы работы, которые стали реализацией практической части проекта выявили технический фактор риска – неустойчивую работу приложения HP reveal, что вызвало перебои в разработке конечного продукта и его использовании; кадровый фактор риска, который возникает при смене администрации или ухода членов группы проекта.
2.3. Мониторинг процесса и результатов инновационной деятельности
Анализ результатов диагностики воспитанности показал, что учащиеся имеют достаточный уровень. Больше всего школьники любят и берегут природу (71,1%) и побуждают к этому других (23,7%), интересуются историческим прошлым (55,3%), сами находят дела на службу малому Отечеству (61,8%) и участвуют в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей (19,7%), испытывают гордость за свою школу, участвуют в делах класса (61,8%) и привлекают к этому других (21,1%), стараются много читать сами (57,9%) и при побуждении взрослых (25,0%) и обсуждают с друзьями узнанное (14,5%), стремятся учиться как можно лучше (63,2%) и помогают другим (17,1%), имеют полезное увлечение (81,6%) и привлекают к нему товарищей (13,2%), работу выполняют аккуратно (69,7%) и помогают товарищам (10,5%), находят полезные дела сами (76,3%) и организуют товарищей на творческий труд (7,9%) и участвуют в полезных делах, организованных другими (10,5%), хорошо трудятся сами (50,0%) и побуждают к этому товарищей (39,5%), берегут личное и общественное имущество (64,5%) и стимулируют других (31,6%), осознают значение труда, находят работу по своим силам (69,7%) и помогают товарищам (26,3%), уважают старших (63,2%) и не терпят неуважительного отношения к ним сверстников (36,8%), отзывчивы (53,9%) и осуждают грубость (40,8%), сочувствуют и помогают слабым и больным (63,2%) и настраивают на это других (32,9%), честны (52,6%) и не терпят проявления лжи и обмана со стороны других (40,8%), проявляют добрую волю (46,1%) и побуждают к этому других (46,1%), добровольно соблюдают правила культуры (42,1%) и требуют этого от других (52,6%), своевременно и качественно выполняют свои дела (55,3%) и требуют этого от других (28,9%), требовательны к себе (55,3%) и товарищам (35,5%).
Анализ результатов участия учащихся в анкетировании «Удовлетворённость учащихся образовательным процессом» показал, что в основном учащиеся с радостью идут в школу (50%) и у них обычно хорошее настроение (44,6%); они считают, что учебные и факультативные занятия стали интереснее с применением технологии дополненной реальности (51,4%) и информация, полученная с применением технологии дополненной реальности, воспринимается проще (43,2%); некоторые учащиеся принимают участие в создании объектов дополненной реальности (32,4%), но не все могут использовать данную технологию за неимением необходимого мобильного устройства (39,2%); опрошенные убеждены, что в школе созданы все условия для развития информационных технологий и школа по-настоящему готовит их к самостоятельной жизни (37,8%).
Анализ результатов участия родителей (законных представителей) учащихся в анкетировании «Удовлетворённость родителей реализацией инновационного процесса» показал, что 85,4% родителей знают, что такое технология дополненной реальности, 11% – слышали, но не сталкивались, 3,6% – не знают о ней; 61% родителей одобряют нововведения, 31,7% – всё равно, главное, чтобы нововведения не мешали ребёнку учиться, 7,3% – скептически относятся к нововведениям в современной системе образования; 96,3% родителям нравится, когда их ребёнок с увлечением подходит к получению новых знаний и 3,7% – не нравится; 85,4% родителей считают, что использование технологии дополненной реальности не усложняет процесс обучения и 14,6% – усложняет; 69,5% родителей заметили, что дети стали использовать телефон для образовательных целей, 25,6% – не заметили этого и 4,9% – не знают, для каких целей ребёнок использует телефон; 95,1% родителей не считают, что с реализацией инновационного проекта ребёнок стал выглядеть более уставшим и эмоционально истощённым и 4,6% – заметили уставание и эмоциональное истощение; 92,7% родителей не видят негатива и 7,3% – видят его; 93,9% родителей нравится, что у ребёнка появилась возможность получения дополнительной информации и 6,1% – это не нравится; 75,6% родителям использование технологии дополненной реальности позволяет наблюдать за жизнью школы, 4,9% – не интересуются этим и 19,5% – не считают это важным.
В целом мы наблюдаем положительную динамику в отношении учащихся и их родителей (законных представителей) к инновации, рост формируемых гражданско-патриотических компетенций школьников. Однако необходимо продолжать повышение информированности сообщества по существу инновации, а также пропагандировать возможность её применения в массовом опыте. Помощь в этом нам оказывает массово-политическая газета Докшицкого района «Родныя вытокi», с которой мы сотрудничаем. В одном из номеров газета поместила статью «Дополненная реальность в Бегомльской СШ» (№ 97 от 5 декабря 2018 года).
Глава 3. Оценка эффективности результатов инновационной деятельности
3.1. Оценка результатов инновационной деятельности в учреждении образования
Задачи, поставленные перед участниками инновационного проекта, выполнены:
1. Разработана и реализована система управления, обеспечивающая включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта.
2. Обеспечено включение педагогов и учащихся школы в реализацию социально значимых проектов на основе технологии дополненной реальности.
3. Разработана единая система мониторинга и оценки сформированности гражданско-патриотических компетенций участников образовательного процесса.
Участники образовательного процесса положительно относятся к инновационному проекту и удовлетворены ходом его реализации. Рост уровня профессиональной и IT-компетентности педагогических работников способствует повышению качества образовательного процесса.
Наметилась положительная динамика результатов инновационной деятельности:
- наблюдается повышение гражданско-патриотической компетентности участников образовательного процесса с целью успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе;
- наблюдается повышение профессионального уровня педагогов (сферы: управленческая, правовая, методическая);
- повысился уровень обученности и воспитанности учащихся;
- возросла удовлетворённость субъектов (учащихся и их родителей (законных представителей), педагогов) образовательным процессом и его результатами;
- возрос интерес абитуриентов к учебным предметам историко-обществоведческого профиля и профиля журналистика
- имеется социальная адаптация к последующему обучению в учреждениях высшего образования.
- повысилась инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов.
Презентация опыта работы участников инновационного проекта была представлена участникам 54 интернационального звездного похода отряду «Авангард» факультета начального образования, который посетил нашу школу 30 января 2019 года; на on-line конференции «Школьный музей: от традиций к инновациям» в ГУО «Академия последипломного образования» 22 февраля 2019 года; на областном семинаре-практикуме учителей-дефектологов и учителей пунктов коррекционно-педагогической помощи «Организационно-методические аспекты оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития с учетом современных подходов», состоявшемся 4 февраля 2020 года.
3.2. Результаты педагогических исследований в рамках данной инновационной модели
При реализации проекта проводилась большая работа по созданию условий для освоения нормативной и теоретической базы инновационной деятельности. Ознакомление участников инновационной деятельности с нормативными и правовыми документами осуществлялось в рамках инструктивно-методических совещаний и консультаций. Анализ педагогических дневников показал, что педагоги овладели методикой их ведения, обладают способностью к рефлексии инновационной деятельности. За период реализации проекта участники инновационной деятельности развивали свои способности анализировать деятельность и её результаты, неформальной относиться к её осуществлению, анализировать затруднения. При определении восприимчивости педагогов к новшествам, было установлено, что восприимчивость педагогов школы, принимающих участие в реализации инновационного проекта, к новшествам находится на оптимальном уровне. Результаты психологического исследования подтверждают наличие личностного роста участников инновационной деятельности, развитие компонентов теоретического мышления, становление позитивной мотивации к педагогической деятельности.
При организации и осуществлении инновационной деятельности были обнаружены профессиональные педагогические затруднения:
- сложности в соотнесении знаний об инновационной деятельности с организацией практической деятельности;
- недостаточная теоретическая подготовленность кадров по вопросам когнотехнологий;
- отсутствие опыта работы с англоязычными сервисами и программами.
Пути решения проблем:
- индивидуальное консультирование участников инновационного проекта;
- практикой-ориентированное обучение по развитию профессиональных умений и навыков через проведения занятий постоянно действующего семинара;
- организация открытого сетевого взаимодействия и взаимного информирования членов инновационного проекта консультантом.
3.3. Ограничения и риски на применение инновационной модели
При перенесении данной модели в другое учреждение образования необходимо учитывать возможные трудности:
- выбранное нами приложение «HP Reveal» в силу особенностей использования и необходимости определённого материального обеспечения не может служить полноценным самостоятельным средством обучения;
- наличие в педагогическом коллективе большого количества членов, не являющихся единомышленниками в данном направлении;
- большая нагрузка на членов коллектива;
- превышение максимально-допустимой нагрузки на учащихся
- скептическое отношение к нововведениям в современной системе образования родителей (законных представителей) учащихся.
Заключение
В ходе реализации инновационного проекта в 2017 – 2020 годах повысилась гражданско-патриотическая компетентность участников образовательного процесса и информационно-коммуникационная компетентность участников проекта посредством использования современных информационных технологий, созданы новые условия для проведения мероприятий в рамках образовательного процесса.
На основании результатов исследования можно утверждать, что внедрение данной модели является эффективным ресурсом для решения проблемы формирования развитой личности и подготовки профессионалов, способных вывести страну на новый уровень.
Результаты реализации инновационного проекта «Внедрение модели использования когнотехнологий (технологии дополненной реальности) с целью формирования гражданско-патриотической компетентности учащихся» значимы для образовательной системы Республики Беларусь. Однако важно понимать, что внедрение последних достижений науки и техники в образование не является самоцелью. В вопросах цифровизации важно руководствоваться принципом разумности и гармонично сочетать инновационные и традиционные начала для развития ценностного, когнитивного и поведенческого компонента гражданско-патриотической компетентности.
Считаем целесообразным распространение данной инновационной модели в массовую образовательную практику учреждений образования Республики Беларусь.
Список использованных источников
- Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011 – № 13, 2/1795 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=Hk1100243. (дата последнего посещения: 02.02.2017)
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб пособие для студ. вузов / Г.С.Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Академия, 1999 – 672 с.
- Александрова, Е. А. Особенности развития уклада образовательного учреждения / Е.А.Александрова, Н.Б.Крылова. // Уклад школы будущего: сборник научных статей. – М.: НИИ школьных технологий, 2007. – С. 62-74.
- Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи: учебное пособие / Н.А.Батурин. – Челябинск: ЮУрГУ, 1999. – 99 с.
- Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А.С.Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
- Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с. [Электронный ресурс] / Московский городской психолого-педагогический университет. Электронная библиотека. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Bsp-2001/Bsp-576.htm /. (дата последнего посещения: 07.02.2017)
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
- Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В.Бондаревская // Педагогика. – 1997. –№ 4. – С.11-17.
- Дополненная реальность.
Режим доступа:http://ipremierlc.ru/produktyi/augmented_reality.html (дата последнего посещения: 20.03.2017)
- Разработка дополненной реальности (AugmentedReality). Режим доступа: http://artofweb.ru/services/augmented-reality/(дата последнего посещения: 20.03.2017)
- Материалы конференции: ВИРТУАЛЬНАЯ И ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ-2016: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ http://mgok.mskobr.ru/files/sbornik-v5-25-04.pdf/ (дата последнего посещения: 22.03.2017)